Сессия «Технологии и решения для агробизнеса» прошла в Экспофоруме в рамках 32-й Международной Агропромышленной выставки «АГРОРУСЬ». Участники представили современные практики для АПК: цифровые продукты, экспортные подходы, инструменты работы с персоналом.
Алексей Кошкарев, представитель Центра развития перспективных технологий (оператора системы цифровой маркировки «Честный знак»), рассказал о нововведениях для фермеров из СПК и КФХ, которые производят и реализуют молочную продукцию. С 1 декабря 2023 года фермеры будут обязаны маркировать свои продукты. Маркировка регулируется несколькими нормативно-правовыми актами, в т. ч. Постановлением Правительства № 2099.
Спикер рассказал о системе электронной регистрации маркировки, о способах нанесения кода маркировки, о необходимой отчетности и электронном документообороте. Уже сегодня, отметил он, ЦРПТ разработал для предпринимателей серию бесплатных продуктов: приложение «Маркировка.Просто», мобильное приложение «Честный знак.Бизнес», список готовых коробочных решений от интеграторов (опубликован на www.честныйзнак.рф).
Кроме того, фермеры могут получить скидку 50% на комплекты оборудования для маркировки молока. Среди предлагаемых решений – системы ручной маркировки, маркировки с ручным аппликатором и ТСД, комплексные автоматизированные решения.
Коммерческий директор агрохолдинга «Дары Малиновки» Ульяна Бессонова поделилась опытом организации экспорта продукции в Китай в условиях санкций. По ее словам, экспорт рапса, овса и ячменя имеет большой потенциал, но сам процесс сопряжен с рядом сложностей – это квотирование продукции, необходимость организации оперативных поставок, логистика (необходимость иметь разрешение на передвижение по железной дороге по правилам ГУ-12).
«Еще одна проблема – минимальный кадровый потенциал в регионах. Мы сейчас разрабатываем проект образовательного центра, который будет адаптировать студентов к работе в агрохолдингах», – отметила спикер.
Марина Романова из кадровой компании «Рекадро» представила на сессии ситуацию на рынке труда в АПК, где много вакансий и мало соискателей.
По данным «Рекадро», работодатели готовы принимать людей, но принимать им некого. Потенциальных соискателей привлекают заработная плата, удобный график и другие характеристики, а отталкивают плохой коллектив, некомпетентный руководитель, плохие условия труда.
«Работодатель должен быть привлекательным. Компания ‒ производить востребованную продукцию, быть стабильной и открытой, проявлять заботу о людях, соблюдать трудовое законодательство. Такие каналы, как работные сайты и реклама на радио, телевидении и в общественном транспорте, работают не всегда. Работают социальные сети, поисковые системы, “кружки по интересам”, местные рекламные каналы. И наем – это только начало», – добавила М. Романова.
Эксперт отметила, что молодежь интересуется работой в агропромышленном секторе, видит в нем перспективы и возможности зарабатывать. При этом, по ее словам, работодателям в сфере АПК необходимо работать над HR-брендом, учить специалистов под себя, давать людям нечто большее, чем зарплата, учитывать особенности сотрудников, мотивировать молодежь.
О том, как построить сильную и современную команду в АПК, рассказала Екатерина Валиулова, директор по организационному развитию компании-экспортера холдинга «Доставка Морем». Сегодня на рынке нет готовых специалистов, которые с первых дней могли бы влиться в рабочие процессы, сообщила она.
«Мы практикуем первичные фильтр-тесты, проводим опросы на основе корпоративных ценностей, обеспечиваем прозрачность с кандидатом еще на этапе интервью. Стараемся придерживаться теории о выпуклой команде: знаем свои сильные и слабые стороны», – отметила Е. Валиулова.
В компании создана собственная программа адаптации новых сотрудников на базе онлайн-платформы. По словам спикера, проект помогает адаптировать новичков и развивает более опытных сотрудников. Работа идет через личные встречи руководителей с членами команд, к которым все готовятся.
«В результате такой работы адаптация новичков сократилась с нескольких месяцев до двух-трех недель. Мы разработали свою систему метрик, раз в год проводим траст-интервью: оцениваем, насколько лояльны и удовлетворены сотрудники. Не бойтесь внедрять новые инструменты даже в такую консервативную отрасль, как агропромышленный комплекс. Сотрудники – наш внутренний клиент. Понимая это, мы можем выстраивать эффективную коммуникацию и достигать высоких результатов», – подчеркнула эксперт.